Сверхъестественное Wiki
Advertisement
Сверхъестественное Wiki

Не называй меня Ширли (англ. Don't Call Me Shurley) — двадцатый эпизод одиннадцатого сезона американского телесериала «Сверхъестественное».

 В ролях[]

Главные роли[]

Второстепенные роли[]

Краткое содержание []

Амара обрушивает на маленький городок смертельный туман, при контакте с которым все начинают сходить с ума. Дин и Сэм объединяются с шерифом для защиты горожан, но старое средство борьбы с вирусом не работает. В это время возвращается Чак с интересным предложением.

Сюжет[]

Метатрон роется в мусорке в поисках еды и наконец-то находит чей-то недоеденный сэндвич, но сидящий рядом пёс принимается жалобно скулить, и, скрепя сердце, Метатрон кидает мясную начинку ему, с улыбкой глядя на то, как пёс ест. Вновь нырнув в бак, он в бессильной ярости раскидывает мусорные пакеты и кричит, что сдаётся.

В этот же момент он, на пару с псом, переносится в пустующий бар, единственным посетителем в котором оказывается Чак Ширли. Сразу же признав в баре работу Бога, Метатрон принимается жаловать на то, что это, должно быть, его наказание: провести вечность в дерьмовом баре с бездарным писакой. Сбитый с толку Чак спрашивает, действительно ли он считает его бездарным, и Метатрон честно отвечает, что с трудом продался сквозь все его книги, а также не одобряет идею ввести самого себя в повествование. Чак принимает его критику, однако всё равно упрекает его в сожжении одной из его книг во время разговора с Кастиэлем на Небесах. Удивлённый Метатрон спрашивает, откуда он про это узнал, и Чак спохватывается о том, что люди не могут видеть его, пока он сам того не захочет, и, велев собеседнику надеть тёмные очки, являет ему свою истинную сущность — Божью.

Метатрон тут же падает ниц и судорожно просит прощения за всё сказанное, но Бог поднимает его и, признавшись, что коленопреклонение всегда заставляло Его чувствовать Себя неловко, просит называть Его просто Чаком. Он рассказывает о том, чем занимался в последнее время: путешествовал, завёл блог с фотографиями котиков, зарегистрировался в «Снэпчате», встречался с девушками и парнями, научился играть на гитаре и начал новую книжную серию — однако Метатрона больше волнует то, почему Он решил прикидываться Чаком. Бог признаётся, что Ему нравится смотреть на происходящее с первого ряда, актёрскую игру Он называет весёлым занятием, а талисман, который реагирует на Его присутствие, просто отключил, тем самым не позволив обнаружить Себя ни Дину, ни Кастиэлю. Чак показывает Метатрону Свою последнюю работу, — собственную автобиографию, — и просит его отредактировать её, как в старые добрые времена, чтобы понять, чего там не хватает.

В это время Дин в Бункере отпаривает их с братом рубашки пивом, и Сэм сообщает ему о зацепке, которая, возможно, приведёт их к Амаре и Люциферу: в Хоуп Спрингс, Айдахо, мужчина убил сначала своего коллегу, а затем и себя без видимых на то причин — может быть как одержимость, так и отсутствие души. В участке шериф рассказывает братьям, что перед смертью покойного словно разом посетили все возможные негативные мысли, а на фотографиях тела Сэм замечает чёрные вены у него на руках — такие же, как у заражённых вирусом Тьмы из Супериора. Сэм интересуется у помощницы шерифа, Джен Харрис, не было ли замечено в городе никаких странных явлений, среди прочего упоминая и туман, но девушка отвечает отрицательно.

Чак в нетерпении ёрзает у Метатрона за спиной, ожидая, пока он проверит Его рукопись, и просит поделиться хотя бы первыми впечатлениями. Поначалу Метатрон лжёт о том, что всё вполне неплохо, но, когда Чак требует ответить честно, признаётся, что истории не хватает деталей: например, о том, что в начале Он был не один — с Ним была Его сестра. Услышав об Амаре, Чак тут же мрачнеет и заявляет, что она никому не интересна, но Метатрон продолжает настаивать на разговоре о Тьме, и тогда Бог раздражённо заявляет, что это Его история, а не её.

Джен возвращается домой, однако на подъезде замечает плотное облако стремительно приближающегося тумана и осведомляется у диспетчера, ожидалось ли что-то подобное по прогнозу погоды. В следующее мгновение туман поглощает её, и девушка принимается кашлять, а по рукам у неё расползаются чёрные вены.

Метатрон продолжает пытаться добиться от Чака деталей, спрашивая Его об Амаре, архангелах и его любимчике Люцифере. Чак отрицает то, что Люцифер был для Него особенным, однако также категорически не соглашается и с тем, что он был злодеем. Метатрон вновь возвращается к Его автобиографии и спрашивает, что Он хочет написать: правду или красивую историю? Чак выбирает первое, и тогда Метатрон призывает Его добавить в повествование больше откровений и объяснений насчёт того, что Он сам же и создал, — например, душ. Чак вновь пытается уйти от темы, и, разозлившись, Метатрон утверждает, что сейчас Он совсем не Бог, которого Он знал, — сейчас Он просто Чак Ширли, за маской которого Он уже долгое время прячется. Слова его пробирают Чака, и Он садится переписывать историю — так, как если бы прочесть её должен был лишь Он один.

Шериф вызывает Винчестеров на очередное место преступления, и они выясняют, что, вернувшись домой, Джен застрелила своего мужа, после чего сбежала. Последний раз она выходила на связь вчера вечером, когда спрашивала диспетчера о тумане, и братья просят шерифа докладывать им обо всех подобных звонках.

Чак принимается творить, и Метатрон остаётся в восторге от новой, откровенной рукописи. Пользуясь тем, что Бог «в ударе», он задаёт Ему давно терзающий его вопрос: почему Он создал жизнь? Подумав немного, Чак отвечает, что Ему было одиноко, и Метатрон тут же уточняет, не было ли Ему достаточно компании сестры. Чак признаётся, что был глуп и наивен: Он надеялся, что, если Он покажет Амаре, что в этом мире существует ещё что-то помимо них, что-то лучшее, она изменится и прекратит быть «собой», но каждый раз, когда Он создавал новую Вселенную, она уничтожала её. Неожиданно Чак переносит их на берег озера и говорит, что вот Его лучшее творение — природа, а также восторгается тем, как она развивается сама по себе и прекрасно понимает, что иногда ничего уже не исправишь — следует просто начать по новой. Метатрон напоминает, что, если Амара победит, начинать будет просто нечего, так как она уничтожит всё, и Чак ошарашивает его предложением прогуляться, в таком случае, в последний раз, пока мир ещё стоит на месте.

Винчестеры возвращаются в участок, и одна из офицеров полиции сообщает о надвигающемся на город тумане. Дин велит передать всем горожанам указание спрятаться в зданиях и избегать прямого контакта с облаком, а шерифу объясняет, что в тумане кроется вирус, с которым они уже сталкивались раньше. Сэм в это время находит угнанную машину Джен, и братья направляются к ней. Девушка выходит к ним с пистолетом и сообщает, что пыталась убить себя, однако Амара не позволила ей, так как хочет передать Дину послание: происходящее сейчас — это зеркало, которое показывает им всем, что вскоре случится, а Свет всегда был ложью. Джен направляет на Дина пистолет, однако её застреливает подоспевший шериф. Умирая, девушка говорит, что всё это скоро закончится и Бог никого не спасёт; всё сущее исчезнет, но Дин останется. По улице на них стремительно несётся огромное облако тумана.

Чак жалуется Метатрону на все ужасы, которые люди творят во имя Него, а потом к Нему же бегут за прощением, не желая брать на себя ответственность. Метатрон спрашивает, что насчёт Его ответственности, и Чак отвечает, что взял её на Себя, умыв руки. Амару Он заточил, однако Винчестеры выпустили её, и Он правда любит этих ребят, но мир бы не прекратил своё существование, если бы Дин стал демоном, — просто Сэм не смог с этим смириться, а потому освобождение Амары — никак не Его забота. Метатрон напоминает, что Он помогал Винчестерам и прежде, и Чак насмешливо отвечает, что не просто помогал, а спасал их — того же Кастиэля воскресил больше раз, чем может сосчитать, и это тоже не обернулось ничем хорошим. Он считает, что пришло время Амары править этим миром, и разозлённый Метатрон спрашивает, зачем же тогда они работают над Его «дурацкой» автобиографией, которую никто не сможет прочесть. Чак напоминает, что он сам предложил Ему писать для одного-единственного человека — Себя.

Чак переносит их обратно в бар, и Метатрон понимает, что Он начал писать в ту же секунду, как Амара освободилась, и именно поэтому так спешит поскорее закончить, именно поэтому прячется под личиной Чака в этом баре — Он скрывается от Своей сестры. Чак игнорирует его обвинения и предлагает вернуться к рукописи, однако Метатрон не собирается оставлять эту тему в покое и признаётся, что из него получился ужасный Бог, но, по крайней мере, он никогда не был трусом. Разгневанный Чак вышвыривает Метатрона из бара, и тот лишь смеётся, возвращаясь обратно и говоря, что этого Бога он знает и любит. Он вспоминает, как впервые встретился с Ним: все ангелы были в ужасе, однако он — нет, он был заворожён Его сиянием, а затем случилось невероятное — Бог выбрал его, чтобы записать для людей послание в скрижалях. Чак холодно сообщает, что Метатрон просто оказался ближе всех к двери и в нём никогда не было ничего особенного, а затем объясняет, что Он не прячется — Он просто закончил, устав смотреть на то, как Его эксперименты один за другим проваливаются.

Сэм спешно загоняет всех людей в дома и пытается броситься на помощь уже задыхающейся в тумане паре, но Дин утягивает его в участок, где они спешно принимаются заклеивать все щели. В участок начинают ломиться заражённые люди, и братья запираются вместе с выжившими в одном из кабинетов, но изолента на вентиляции отклеивается, и туман начинает заполнять помещение. Сэм бросается закрывать брешь, однако не успевает и вдыхает отравленный газ, и Дин в ужасе смотрит, как на руках брата начинают проявляться чёрные вены. Сэм запрещает ему подходить, чтобы он тоже не заразился, и Дин запирает всех людей в соседнем кабинете, отказываясь прятаться вместе с ними и оставаясь с Сэмом в заполняемом туманом помещении.

Чак продолжает работу над автобиографией и в процессе признаётся, что никогда не ожидал превращения Метатрона в «злодея». Он спрашивает, зачем тот решил изображать Его, и Метатрон отвечает, что просто пытался вновь обратить на себя Его внимание: ему плевать, что он оказался просто ангелом, сидящим ближе всех к двери, — Бог выбрал его, озарил Своим светом, а затем покинул, как покинул все Свои творения. Метатрон говорит, что после Его исчезновения Ему молились не только люди, но и ангелы, и сам он — каждый день, и Чак отвечает, что знает. Когда Метатрон спрашивает, почему Он бросил их, Чак честно признаётся, что они Его разочаровали, и Метатрон уверяет Его, что насчёт людей Он ошибается: безусловно, они слабые, они обманывают, воруют и разрушают, но также они и отдают, творят, поют и танцуют, любят и никогда, в отличие от Него, не сдаются; они — величайшее Его творение, потому что они лучше Него. Чак надевает очки и молча возращается к работе.

В участке заражённые разбивают окно, и, пока Дин заклеивает щели между дверью и полом, не позволяя туману пробраться к выжившим, Сэм пытается закрыть оконный проём, но слабеет и падает. Дин бросается к нему в облако тумана, не заканчивая работу. Под влиянием вируса Сэм утверждает, что им не победить и Дин обязательно предпочтёт ему Амару, но брат убеждает его, что этого никогда не случится и они не должны сдаваться. В бреду Сэм извиняется, заверяя, что не имел в виду ничего подобного, и призывает Дина уходить, пока он тоже не заразился и пока сам он ему не навредил, однако Дин отказывается, заявляя, что никогда его не бросит. Туман пробирается к людям в запертом кабинете, и оттуда слышатся крики и шум, а Дин с удивлением понимает, что вирус никак на него не влияет. В ярости он обращается к Богу, прося Его остановить всё это, и в этот момент грохот в кабинете стихает — заражённые погибают. Дин умоляет Сэма посмотреть на него, повторяя, что он рядом, но тот отключается, оставляя его одного в заполненном туманом помещении.

Чак заканчивает работу и, пока подавленный Метатрон пьёт за барной стойкой, поднимается на сцену, беря в руки гитару. Он предлагает Метатрону взглянуть на рукопись, но тот отказывается, и тогда Чак начинает петь. Не устояв перед соблазном, Метатрон всё же садится читать автобиографию, а в кармане задыхающегося Сэма в это время начинает что-то светиться, и удивлённый Дин достаёт оттуда свой сияющий талисман. Туман отступает. Чёрные вены на руках Сэма исчезают, а целые и невредимые люди выходят из кабинета. Следуя за талисманом, Винчестеры идут на улицу, где также оживают все попавшие под воздействие тумана горожане — даже застреленная Джен и её убитый муж, которого она со слезами на глазах обнимает. Дочитавший рукопись Метатрон поднимает ошарашенный взгляд на по-прежнему поющего Чака. Продолжая следовать за талисманом, братья двигаются дальше по оживающей улице и видят, как Чак помогает какой-то девушке подняться, после чего оборачивается к ним и сообщает, что им нужно поговорить.

Цитаты[]

Метатрон: «Это такое наказание, да? За мои грехи. Заточение, где я проведу вечность в дерьмовом баре с бездарным писакой.»
Чак: «Чувак!»
Метатрон: «Прости, Чак, не с просто «бездарным писакой» — с пророком Господним. Отстань! Скажи, что хотя бы пиво здесь настоящее.»
Чак: «Ты правда думаешь, что я бездарный?»
Метатрон: «Я с трудом продрался через всё твоё «творчество», опубликованное и неопубликованное. Среди тонн книг, что я прочёл за всю свою жизнь, «Сверхъестественное» не входит даже в топ десять... тысяч. При всём уважении.»
— Метатрону не нравятся истории Чака, «Не называй меня Ширли»

Интересные факты[]

  • Название эпизода является отсылкой к сцене в комедии 1980 года «Аэроплан!», где персонаж Лесли Нильсена на вопрос: «Вы серьёзно, что ли?» — отвечает: «Я серьёзно. И не называйте меня Штоли» (англ. «Surely, you can't be serious? — I am serious. And don't call me Shirley»).
  • В этом эпизоде Винчестеры представляются агентами Гриер и Эхарт — это фамилии участников группы «Kansas». Группа оценила эту отсылку.
  • Чак говорит, что завёл блог, в котором в основном постит фото котов. В эпизоде 11.06 «Наш маленький мир» Амара просматривала подобный блог, называя его «бессмысленными лозунгами с дурацкими картинками домашних животных».
  • Чак рассказывает, что начал новую серию книг под названием «Революция», из которой, по его мнению, вряд ли что-то выйдет. В 2012 году Эрик Крипке выпустил новый сериал «Революция», который был закрыт после двух сезонов.
  • Метатрон говорит, что Амара вернулась «загоревшая, отдохнувшая, готовая» (англ. Tanned. Rested. Ready). Эти слова были лозунгом президентской кампании 2015 года губернатора Луизианы Боби Джиндла, «украденным» из такой же неудачной кампании Ричарда Никсона в 1988 году.
  • Метатрон спрашивает Бога, хочет он написать «Жизнь» Кита Ричардса или «Было бы неплохо: Моя собственная история» Брайана Уилсона. Обе книги являются мемуарами известных музыкантов, однако если первая считается правдивой, то достоверность второй была под сомнением с момента издания.
  • Позывной машины заместителя шерифа Харрис — 3 Уильям 56 — такой же, как у машины Мартина Риггза и Роджера Мёртоу, персонажей фильма «Смертельное оружие».
  • Чак пьёт из кружки с надписью «Лучший отец в мире».
  • По словам Кёртиса Армстронга, после избиения Кастиэлем в эпизоде 11.06 «Наш маленький мир» Метатрон оказался в больнице и именно тогда, чувствуя биение собственного сердца, в полной мере осознал ценность жизни.

Саундтрек[]

  • Brian Wilson — Good Vibrations
  • Tallin Festival Chamber Orchestra — Messiah, HWV 56, Part II: Chorus «Hallelujah!»
  • B.B. King — Don't Answer the Door
  • The Rolling Stones — Gimme Shelter
  • Rob Benedict — Fare Thee Well (Dink's Song)
Сверхъестественное — Сезон 11
Advertisement